Козлик Марина Геннадьевна,воспитатель

зимуюшие прицы

Тема «Покормите птиц зимой!»

 

Тип  проекта: информационно – творческий

 Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 2-3 года

 Участники: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта: Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания. В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.  Поэтому, для сохранения популяции птиц, многим из них необходима подкормка. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод.  Для того, что бы ни замерзнуть им требуется много энергии для согревания, а для этого нужно постоянно пополнять ее – питаться, причем чаше и больше, чем в летний период времени. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди.

Задача взрослых - Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

 Цельпроекта: 

Обогатить и расширить знания и представления о птицах, -Формировать доброе отношение к зимующим птицам, желание заботиться о них , роль человека в жизни зимующих птиц.

 Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.

задачи:- Пополнить предметно- развивающую среду по теме;

-Расширить кругозор детей о зимующих птицах;

- Развивать и обогащать словарь детей по средствам игровой деятельности

-Формирование представление о характерных особенностях птиц( внешний вид, строение тела)

-учить детей  узнавать в картинках птиц

-Воспитывать доброе отношение к птицам

Обучающие: 

· Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц

· Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

· Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

· Развить элементарные представление о птицах(летают,поют,клюют)

· Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

Воспитательные:

· Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

· Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц ;

- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

Форма проведения: Беседы, игровая, исследовательская, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемы  результат:

формирование представлений у детей о птицах, как о живых существах в природе;

Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря)

Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло)

Формирование заботливого отношения к птицам;

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Умение скатывать бумажные комочки из салфеток и отрывание кусочков пластилина от целого куска.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатель.  

 1этап: - Определение уровня знания детей о зимующих птицах. - Подборка материала, иллюстраций с изображением птиц.

2 этап: - Основной Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми. Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление альбома  про птиц.   

  3 этап –  Заключительный  оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности. Размещение кормушек на территории участка и подкормка птиц.

Реализация проекта:

П\П

Вид деятельности

 

1

 Наблюдение «Птицы зимой»  -  ежедневно  на  прогулке.(Приложение 1)

Задачи:

-Организовать наблюдение за  птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду.

- Организовать кормление.

-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

-Учить детей  выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам.

 

 

2

Беседы:

«Каких птиц я видел, гуляя с родителями »

«Как живут наши пернатые друзья зимой»,

- «Для чего нужны кормушки?»

«Чем кормить птиц»,

 - «Можно ли ловить птичек и держать их в неволе?»

Решение проблемной ситуации:

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»

 

3

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственно образовательная деятельность. Лепка «Зёрнышки для птиц» (Приложение 2)

Задачи:

- учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.

-Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды).

-Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.

- Воспитывать аккуратность и внимательность.

Непосредственно образовательная деятельность. Рисование: «Корм для птичек» (Приложение 3)

Задачи:

- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками.

- Создать радостное настроение – накормить птиц зимой.

 

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук

-учить рисовать ватными полочками.

 

Непосредственно образовательная деятельность. Аппликация «Зимующие птицы»
(Приложение 4)

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук

-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

 

 

4

 

Речевое развитие

Чтение  художественной литературы о  птицах:

 А.Яшин «Покормите птиц зимой»

С.Маршак «Где обедал воробей?»

Ю. Никонова «Зимние гости»

Р. Новикова «Поможем птицам»

Г. Ладонщиков «Каждый день.»

Отгадывание загадок по теме.

(Приложение 5)

 

5


Игровая деятельность

Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль»

Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Воробей»

Дидактические игры:

«Большой – маленький»,

«Один – много»,

«Угадай, что за птица»,

 «Что в мешочке?»,

 «Какая птичка улетела?»

Просмотр мультфильма «Серая шейка»

Разрезные картинки.

Создание кормушки для птиц.

 

6

Работа с родителями:

- Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой»

- Оформление памятки «Из чего можно сделать кормушку»

- Рассматривать  вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

Продукты проекта:

1.Выставка творческих работ.

2. Выставка кормушек.

3. Распределение кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке». Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Задачи: узнавать птицу, называть части тела

 

Обучающие: 

Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках. Научить детей правильно называть части тела птицы.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь. Развивать физическую активность детей.

Воспитательные:

Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Ход занятия. Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам. Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают), только люди могут помочь – покормить их. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Дети хором отвечают воробей. Правильно! Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить». Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают. Рассказывает детям, что птицы очень пугливые , и наблюдать можно только издалека. На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички. Серая птица, Меня не боится Моргнет удивленно, Ведь это.(Ворона)
И поиграть в игру «Ворона и воробей». Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки. Итог занятия: Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Беседы с детьми:

«Каких птиц я видел, гуляя с родителями »

- «Как живут наши пернатые друзья зимой?»

Цель: сформировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы воспитателя, воспитать доброе отношение к птицам

- «Для чего нужны кормушки?»

Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, воспитать доброе отношение к птицам

«Чем кормить птиц»,

- «Можно ли ловить птичек и держать их в неволе?»

Цель: продолжать знакомить с правилами взаимодействия с природой

                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятия по лепке на тема: «ЗЕРНЫШКИ ДЛЯ ПТИЧЕК»

 Цель: продолжать знакомить детей с пластилином (желтого цвета) и его свойствами.

Задачи:

1. Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать шарики между ладонями;

2. Формировать интерес к работе с пластилином;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

4. Пополнять словарный запас слов;

5. Познакомить с названием птиц (синиц, снегирь, воробей)

6. Развивать познавательный интерес и любознательность;

7. Проявлять заботу зимой о птицах;

8. Расширять знания об окружающей среде;

9. Развивать внимание, слух, двигательную активность;

10. Воспитывать аккуратность.

Форма проведения: групповая

Демонстрационный материал:

Иллюстративный материал – картинки птиц; зернышки – зерно; Атрибуты из бумаги: макет дерева, птиц, кормушка;

Раздаточный материал: клеенка, салфетки для вытирания рук, пластилин желтого цвета.

Аудиозапись»Вот летали птички, птички-невелички!»

Ход занятия

Дети на ковре сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель обращает внимание детей на прилетевшую птичку (картинка синички)

Села птичка на окошко

Посиди у нас немножко

Посиди, не улетай

Улетела птичка – Ай!

В : Ребята, скажите, кто к нам прилетал?(птичка- синичка)

Воспитатель: А как вы думаете, зачем же к нам прилетала синичка, что она хочет? (Кушать)

Воспитатель: Да, ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег.

Мы с вами можем зайти домой и погреться и покушать. А что же делать птичкам? Птичкам холодно зимой,

но не пустишь их домой!

Ведь они не люди, как же жить тут будут?

Ребята, помочь им можем мы,

чтобы было птичкам много еды!

Чтобы они не замерзли зимой! Чтобы пели песни весной!

Скажите, ребята, что мы можем сделать для синички? (покормить)

Воспитатель привлекает внимание детей к плакату «Покормите птиц зимой!»

Воспитатель: Вы правы, ребята, добрые люди зимой заботятся о птицах, делают кормушки, насыпают туда зернышки, хлебные крошки.

(Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева)

В: Посмотрите, ребята, на дереве у нас есть кормушка, но она пустая, и на снегу нет зернышек.. вот и не прилетают к нам птички.. ни синички нет, ни воробья нет, ни снегиря нет.. потому что зернышек нет.. что же делать?

Давайте мы с вами, сделаем доброе дело для птичек, приготовим много, много зернышек. Птички увидят и прилетят к нам на угощение. Согласны? Хорошо, проходите за столы, ребята.

Воспитатель: Ребята, мы будем делать с вами угощение для синички, воробья, снегиря. А что любят эти птички? Да, правда, зернышки. Но сначала мы с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Маленькая птичка прилетела к нам, (ладонями обеих рук имитировать полет птички)

Маленькой птичке зернышки я дам, (сложить пальцы правой руки вместе, имитация насыпания зерна)

Маленькая птичка зернышки клюет,(пальчиками обеих рук стучать по столу, проговаривая «клю-клю», «клю-клю»)

Маленькая птичка песенки поет:

Чик-Чиррик, Чик-Чиррик (поворот головы вправо- влево, проговаривая «чик-чиррик»)

А кто скажет, для каких птичек мы готовит угощение? Правильно для воробья, снегиря, синички. Зернышки какого цвета будут? Да,верно, желтого. А большие или маленькие? Конечно, маленькие, а еще они круглые. Посмотрите, как мы будем делать желтые круглые маленькие зернышки для птиц. Возьмем пластилин желтого цвета в руки и от большого куска отщипнем маленький кусочек. Скатаем этот кусочек между ладонями, чтобы получился шарик, и положим в кормушку. Вы можете сделать не одно, а много маленьких круглых, желтых зернышек. А теперь вы сделайте то же самое.

Дети выполняют задание под руководством воспитателя. Приготовленные зернышки кладут в кормушку. В процессе выполнения работы воспитатель может прочитать стихотворение:

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь, синица, прилетайте поскорей,

Будет вам зимой обед.

После выполнения детьми задания, воспитатель обращает внимание на прилетевших птиц(помощник воспитателя незаметно для детей «сажает» птиц на дерево(макет) и на «снег» вокруг дерева.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела стайка птичек, и воробьи, и снегири и синички, и садятся поклевать зернышки, которые мы приготовили. А воробей подлетел к кормушке!

Воспитатель: А пока наши птички угощаются зернышками, мы им не будем мешать, а поиграем в игру. Выходите на ковер.

Музыкальная игра «Вот летали птички»»

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы вспомним. Кто к нам прилетал в гости? (воробьи, снегири, синички) Чем мы помогли и угостили наших птиц?

Да, мы лепили зернышки для птичек. Молодцы, ребята, покормили птичек.

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ4

Конспект занятия по рисованию «Накормим птичек зимой»

Цель: формировать интерес к изобразительной деятельности средствами нетрадиционного рисования

Задачи:

образовательные:

-учить наносить краску методом тычка на бумагу не выходя за контур,

- учить распознавать птиц по внешнему виду (синица, воробей, снегирь)

- закрепить знания о цветах (красный, желтый, синий, коричневый)

-познакомить с коричневым цветом

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к птицам

-учить заботиться о птицах

Развивающие:

-развивать и обогащать речь по теме «Птицы»,

- формировать умение сравнивать, различать и называть птиц

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка»

Словарная работа: «синичка», «воробей», «снегирь»

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций «Птицы», чтение стихов о птицах

Оборудование: магнитная доска, изображение веток, фигурки птиц (синичка, воробей, снегири, презентация «Птицы зимой», мольберт, гуашь коричневого цвета, ватные палочки, салфетки, клеенки.

Ход:

1. Введение в проблемную ситуацию.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)

На улице – осень! Холодно и морозно! Снегом замело все вокруг. Однажды в лесу встретились 3 птички(воробей, синичка, снегирь). И стали они жаловаться друг другу о том, что нет нигде ни травинки, ни жучков, ни паучков, все тропинки замело. На ветках нет ягод. Голодно и холодно птичкам. Давайте пригласим их к нам погреться.

Посмотри, снегирь какой!

Весь красивый, расписной.

Ты лети скорее к нам,

Ягодок тебе я дам.

(последние строки проговаривают вместе дети и воспитатель)

(Вывешивает воспитатель фигурки птиц и тарелку на магнитную доску)

2. Актуализация ранее изученного

Ой, ребята, а кормушка – то пустая. Чем же мы можем птичек угостить? (Зернышки, семечки, ягодки). А каким цветом ягодки? А семечки? (Вводим коричневый цвет).

Затруднение в игровой ситуации.

3. Открытие нового знания или умения

Где же нам взять корм для птичек? Я вам предлагаю вам его нарисовать. Для этого мы возьмем краску и ватные палочки. А какой цвет мы с вами выберем? Повторите за мной «коричневый».

Набираем краску и оставляем след от палочки и сразу убираем. (показ)

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

А теперь давайте это сделаем вместе. Возьмите в руки волшебные палочки – рисовалочки, берем палочкой краску и оставляем следы от палочки на кормушку. Как красиво у вас получилось!

5. Итог НОД.

Давайте покормим наших птичек. (понесли кормушку)

Понравилось вам рисовать палочками? Каким цветом мы рисовали?

Как вы думаете, понравилось птичкам наше угощение? Теперь давайте вместе с птичками порадуемся.

Мы всегда будем помогать нашим птичкам!

 ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ


Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Чик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Черненькая шапочка

Желтенькая грудка

Маленькая птичка,

А зовут её … (Cиничка)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

Серая птица,

Меня не боится

Моргнет удивленно,

Ведь это… (Ворона)

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (Голубь)

                                             Стихотворения про птиц 

Н. Найденова «Маленькая птичка»

Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.

Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.

***

Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей!
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает-
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится, клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку-
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук.
Тук - тук - тук Тук - тук – тук

 

* * *

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек

На крыльцо бежим скорей-

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На окошке сидя, птицы

Чистят пёрышки свои.

Здесь щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас так же терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли, не пугливы-

Хоть руками их бери.

Г. Ладонщиков.

Поможем птицам

Поможем птицам

Летом птицы корм найдут,

С голоду не пропадут.

А зимой - с едой беда.

Снегом скрыта вся еда.

Мы поможем птичкам:

Воробьям, синичкам.

Им кормушку смастерим

И к карнизу прикрепим.

Прямо из окошка.

Мы насыплем крошки

И смешаем их с зерном.

Сало выложим потом.

Пусть пернатые снуют

Угощение клюют.

Так поможем им опять

Зиму перезимовать.(Р. Новикова)

Зимние гости

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

- Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц!

Снегири, за ними следом

К нам спешите под окно!

Мы накормим вас обедом -

Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа,

Мы не будем прогонять.

Воробью-плутишке скажем:

- Только, чур, не воровать.

А сороки-стрекотушки

Знай, кричат:

- И мне! И я!

Собирайтесь у кормушки,

Все пернатые друзья!

(Ю. Никонова)

 

                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ5

Аппликация «Зимующие птицы» во второй младшей группе

Задачи: развивать наблюдательность, умение различать, закреплять у детей практические навыки аппликации, формировать пространственные представления-совершенствовать умение правильно располагать шаблоны на основе и приклеивать их, формировать интерес и положительное отношение к аппликации, развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование: дерево, белые листы бумаги, шаблоны птиц, клей. Цветная бумага красного и желтого цветов.

 Ход занятия:

Ребята, давайте посмотрим на наше дерево в группе. На улице холодно и к нам залетела птичка погреться на нашем дереве.

Как эта птица называется, отгадайте загадку:

Сядет тихо на окошко

Маленькая птаха

Если крошки вдруг увидит,

Все склюет без страха.

Правильно, синица.

Посмотрите ребята, к нам еще одна птица залетела. А ее как называют, слушайте загадку:

Грудка ярче чем заря.

У кого (снегиря). Молодцы.

А теперь скажите, чем они отличаются.  Физкультминутка

«шустрые синички».

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Дети приклеивают шаблоны птиц на лист бумаги.

Потом из цветных комочков бумаги приклеивают грудку. Каждый выбирает сам какую птицу он делает: синицу или снегиря.

24 ноября 2018 в 05:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.